О результатах прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере здравоохранения в 2016 году
По результатам надзорной деятельности в 2016 году органами прокуратуры Еврейской автономной области выявлено 229 нарушений законодательства о здравоохранении, опротестовано 5 противоречащих законодательству правовых актов, по фактам выявленных нарушений внесено 62 представления, по результатам рассмотрения которых 47 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в суд направлено 42 заявления, в правоохранительные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ — 1 материал, по которому возбуждено 1 уголовное дело, к административной ответственности привлечено 4 лица.
Реализация плановых и внеплановых проверочных мероприятий позволила оценить ряд направлений деятельности медицинских учреждений области, органов управления и контроля, отреагировать на выявленные нарушения законодательства, и, как самое ценное в деятельности надзорного органа, добиться реального устранения нарушений.
Значительное количество нарушений выявлено в нормативно-правовых актах сферы здравоохранения.
Среди оспоренных нормативных правовых актов сферы здравоохранения особое место занимает территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в Еврейской автономной области медицинской помощи.
Законность и полнота финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в Еврейской автономной области медицинской помощи на соответствующий финансовый год имеет особую значимость в реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В связи с занижением нормативов объемов медицинской помощи и размеров нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, в сравнении с базовыми, последние несколько лет прокуратурой области ежегодно оспаривается территориальная программа, в том числе в судебном порядке.
Кроме того, основанием для опротестования положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Еврейской автономной области на 2016 год, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.02.2016 № 58-пп (далее – Территориальная программа), послужило также отсутствие должной регламентации обеспечения лекарственными препаратами отдельных групп населения и категорий заболеваний.
Нормативным правовым актом не был установлен перечень лекарственных препаратов отпускаемых населению бесплатно, а имевшийся перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению с пятидесятипроцентной скидкой, установлен ненадлежащим образом, поскольку не содержал всех лекарственных препаратов, которые могут быть отпущены льготной категории граждан. Отмечены и иные нарушения.
По результатам рассмотрения протеста прокуратуры области, а также во исполнение решения суда Еврейской автономной области, вынесенного по результата рассмотрения административного искового заявления прокуратуры области, подтвержденного позицией Верховного суда Российской Федерации, положения Территориальной программы уточнены и скорректированы, ряд нормативов приведен в соответствие с действующим законодательством, а отдельные — несколько повышены.
В 2016 году по результатам подтвержденной судом, вплоть до Верховного суда Российской Федерации, позиции прокуратуры области 2015 года приведены в соответствие с федеральным законодательством нормы закона ЕАО № 122-ОЗ 18.07.2012 «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» и постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» касающиеся регулирования механизма действий аптечной организации (иных лиц) в период отсроченного обслуживания региональных льготников лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения для получения последних, а также ограничивающие обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Требуемые изменения в обозначенные выше нормативные правовые акты внесены после направления в органы исполнительной и законодательной власти прокуратурой области 17.05.2016 представлений.
Вместе с тем, в полном объеме положения закона ЕАО № 122-ОЗ 18.07.2012 «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» приведены в соответствие с законодательством после удовлетворения протеста прокуратуры области от 08.07.2016 в связи с ненадлежащей регламентацией внесенными в закон области на основании решения суда изменениями правомочий медицинских работников по выписке лекарственных средств (закон дополнен словами «, препаратов»).
Основные усилия прокуратуры в 2016 году были сосредоточены на выявлении точечно проблем в медицине области и их разрешение.
По инициативе прокуроров судом вынесен ряд решений об обеспечении учреждений здравоохранения области оборудованием, либо выполнении иных обязательств (например, ОГБУЗ «Детская областная больница» — автоматическим анализатором газов в крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы, осмолярности и монитором пациента с набором неонатальных и педиатрических датчиков (для отделения анестезиологии-реанимации), ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» — трехканальными электрокардиографами с системой передачи электрокардиограммы на отдаленный кардиопульт).
Приняты меры в отношении длительно простаивающего оборудования.
В частности, в целях защиты прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц управление здравоохранения правительства области в судебном порядке понуждено организовать и ввести в действие РЦОД и региональную медицинскую информационную систему (ИС «КМИС»). Требования прокуратуры области судом удовлетворены 29.08.2016. Ввод системы в работу запланирован в текущем году.
Наличие необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации является неотъемлемой составляющей качества медицинской помощи, в связи и с чем внимание уделено и этому вопросу, как со стороны законности их деятельности, так и в свете соблюдения их прав при трудоустройстве.
В обоих случаях выявлены нарушения.
Так, прокуратурой Смидовичского района установлен факт трудоустройства и работы на должность дежурного врача стационара ОГБУЗ «Николаевская районная больница», имеющего подложные диплом об образовании и сертификат специалиста. Направленный 08.02.2016 прокуратурой Смидовичского района в порядке п. 2 с. 2 ст. 37 УПК РФ материал проверки стал основанием для возбуждения ОМВД России по Смидовичскому району уголовного дела.
Нарушения прав медицинских работников на получение единовременных компенсационных выплат, ежемесячной денежной компенсации за наем жилья неоднократно выявлялись прокуратурой области. По результатам внесенных представлений долги перед медицинскими работниками погашены.
Не менее важно соблюдение медицинским учреждением законодательства при оказании медицинской помощи. Здесь также выявлены нарушения.
Прокуратурой области выявлены грубые нарушения прав пациентов ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» на медицинскую помощь, выразившиеся в не проведении лечения пациентов стационара лекарственными препаратами согласно диагностированным у них заболеваниям (состояниям). По результатам рассмотрения внесенных губернатору области и главному врачу ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» 02.06.2016 и 03.06.2016 представлений приняты меры к закупке лекарственных препаратов, в том числе, за счет дополнительно выделенных из областного бюджета средств в размере более 6,0 млн. рублей.
Здесь же установлены нарушения прав пациентов, находящихся на лечении в стационарных условиях, на получение должного лечебного питания. Нарушения норм лечебного питания установлены прокурорами г. Биробиджана в ОГКУЗ «Психиатрическая больница», Облученского района в ОГБУЗ «Облученская центральная районная больница». По выявленным нарушениям приняты меры реагирования.
Выявлены факты оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, за плату. Подобное допущено ОГБУЗ «Областная больница» в отношении пациентов при проведении им в январе-марте 2016 года компьютерной томографии.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Биробиджана 08.04.2016 внесено представление главному врачу ОГБУЗ «Областная больница», прокуратурой области – начальнику управления здравоохранения правительства области. По результатам рассмотрения представлений приняты меры к соблюдению прав пациентов и утверждению учреждению объемов амбулаторных исследований.
Медицинскими учреждениями допускаются и иные нарушения при оказании медицинской помощи: нарушения при проведении медицинских осмотров, при амбулаторном наблюдении за беременными женщинами, при предоставлении скорой медицинской помощи.
Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и обеспечение граждан лекарственными препаратами также неоднократно являлись причиной прокурорского реагирования.
Среди нарушений — нарушения порядка и условий хранения и использования лекарственных средств в медицинских и фармацевтических организациях; отсутствие минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи; нарушения порядка формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; факты ненадлежащего лекарственного обеспечения льготной категории граждан.
Выявлены и другие нарушения в сфере здравоохранения.
Разнообразие и системность выявляемых нарушений продолжает являться основанием для пристального внимания прокуроров к сфере здравоохранения.