Прокуратурой области опротестован приказ управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области»
Прокуратурой Еврейской автономной области в ходе проведенной проверки изучены положения приказа управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 29.12.2016 № 124 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области», которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для жилых и нежилых помещений, расположенных на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила).
При изучении приказа от 29.12.2016 № 124 установлено, что в нарушение требований Правил план проведения измерений и снятия показаний приборов учета по всем коммунальным услугам, нормативы, по которым были рассчитаны с применением методов аналогов не составлялся, что свидетельствуют об отсутствии фиксации базовых показателей, необходимых для расчета норматива потребления.
В нарушение требований пункта 37 Правил показания общедомовых приборов учета по холодному водоснабжению по городу Биробиджану снимались не в первое и не последнее число отопительного периода.
В силу пункта 36 Правил снятие показаний приборов учета осуществляется на основании плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета, составленного после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов. При этом показания индивидуальных приборов учета электроэнергии были сняты в июне 2015 года, то есть до формирования вышеуказанной выборки.
В нарушение требований федерального законодательства не утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды для десятиэтажного дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Согласно пункту 44 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг (абзац первый); среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления (абзац второй); расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления (абзац третий); при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются (абзац четвертый).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 44 Правил климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах.
Согласно экспертному заключению по разработке нормативов потребления коммунальных услуг для расчета размера платы за потребленные коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах, в жилых и нежилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек по муниципальным образованиям Еврейской автономной области (Том 1. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению) среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определена ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» в соответствии с п. 44 Правил на основании данных сайта «Расписание погоды» (http://rp5.ru).
Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной 5-дневки с обеспеченностью 0,92, используемой для проектирования систем отопления, принята в соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология».
При этом, СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» содержит климатические параметры только по некоторым населенным пунктам Еврейской автономной области.
Таким образом, расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, а также горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды, на электроснабжение, рассчитанный с нарушением Правил, не может являться законным и обоснованным.
Учитывая, что в результате указанных нарушений федерального законодательства грубо ущемляются жилищные права граждан по законному начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, прокуратурой области 03.05.2017 принесен протест на приказ управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 29.12.2016 № 124, который находится на рассмотрении.