Прокуратура в судебном порядке оспорила областные нормативы потребления коммунальных услуг
Прокуратурой Еврейской автономной области в ходе проведенной проверки проанализированы положения приказа управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 29.12.2016 № 124 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области», которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для жилых и нежилых помещений, расположенных на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.
По мнению прокуратуры, отдельные положения указанного нормативного правового акта противоречат требованиям федерального законодательства.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила).
При изучении приказа от 29.12.2016 № 124 установлено, что в нарушение требований Правил план проведения измерений и снятия показаний приборов учета по всем коммунальным услугам, нормативы, по которым были рассчитаны с применением методов аналогов не составлялся, что свидетельствуют об отсутствии фиксации базовых показателей, необходимых для расчета норматива потребления.
В нарушение Правил показания общедомовых приборов учета по холодному водоснабжению по городу Биробиджану снимались не в первое и не последнее число отопительного периода.
В силу пункта 36 Правил снятие показаний приборов учета осуществляется на основании плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета, составленного после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов. При этом показания индивидуальных приборов учета электроэнергии были сняты в июне 2015 года, то есть до формирования вышеуказанной выборки.
В нарушение требований федерального законодательства не утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды для десятиэтажного дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Согласно пункту 44 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг (абзац первый); среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления (абзац второй); расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления (абзац третий); при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются (абзац четвертый).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 44 Правил климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах.
Согласно экспертному заключению по разработке нормативов потребления коммунальных услуг для расчета размера платы за потребленные коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах, в жилых и нежилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек по муниципальным образованиям Еврейской автономной области (Том 1. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению) среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определена ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» в соответствии с п. 44 Правил на основании данных сайта «Расписание погоды» (http://rp5.ru).
Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной 5-дневки с обеспеченностью 0,92, используемой для проектирования систем отопления, принята в соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология».
При этом, СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» содержит климатические параметры только по некоторым населенным пунктам Еврейской автономной области.
Таким образом, расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, а также горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды, на электроснабжение, рассчитанный с нарушением Правил, не может являться законным и обоснованным.
Как сообщалось ранее, прокуратурой области на приказ управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 29.12.2016 № 124 был принесён протест с требованием привести его в соответствие с федеральным законодательством.
В связи с непринятием мер по исполнению указанных в протесте требований, прокуратурой области в суд направлено административное исковое заявление о признании недействующим в части приказа управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО .