Об изменениях в законодательстве о противодействии коррупции
Вступил в законную силу Указ Президента РФ от 19.09.2017 N 431 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции», которым внесены изменения в ряд указов Президента РФ изданных в сфере противодействия коррупции.
В частности, конкретизированы отдельные функции подразделения кадровых служб федеральных государственных органов, а именно предусмотрено, что достоверность и полнота сведений, представленных гражданами при назначении на государственную должность РФ, проверяются в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений.
Уточнены отдельные полномочия должностных лиц указанных кадровых служб, в том числе закреплена функция по проведению бесед с федеральными государственными служащими с их согласия, а также с гражданами претендующими на назначение на данные должности, получению от них необходимых пояснений, получению от органов прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информации о соблюдении служащими требований к служебному поведению.
Внесены изменения в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821, в том числе установлены требования к содержанию мотивированных заключений, выносимых по результатам рассмотрения обращений и уведомлений. Установлено, что данное мотивированное заключение в обязательном порядке должно содержать информацию, изложенную в обращениях или уведомлениях, полученную в ходе проверки на основании запросов, мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращений и уведомлений, а также рекомендации для принятия решения.
Внесены изменения в Положение о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233.
К полномочиям президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, отнесен вопрос о рассмотрении уведомления коммерческой или некоммерческой организации о заключении с бывшим федеральным государственным служащим трудового договора и (или) гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, при условии, что указанному гражданину президиумом ранее было отказано во вступлении в трудовые и (или) гражданско-правовые отношения с этой организацией или данный вопрос президиумом не рассматривался.
Указаны виды решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения данного обращения, а именно президиум может дать согласие на замещение гражданином должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) на выполнение в такой организации работы на условиях гражданско-правового договора, либо установить, что замещение гражданином данной должности или выполнение им работ нарушают антикоррупционные требования. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.
Необходимо отметить, что ранее президиум Совета рассматривал только обращения бывшего федерального государственного служащего о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) на выполнение в такой организации работы.
Увеличены сроки представления председателю президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции обращений, заявлений, уведомлений и материалов, полученных в рамках их рассмотрения, а именно срок увеличен с 7 до 30 дней, а при необходимости направления запросов срок увеличен с 45 дней до 60 дней.
Также увеличены сроки направления лицу, представившему обращение, заявление или уведомление, информации в письменной форме о принятом решении с 7 до 15 дней со дня его принятия.
Расширен перечень должностных лиц, которые вправе направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы Росреестра при проверках в целях противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309. Внесенными изменениями к данным лицам отнесены специально уполномоченные руководители территориальных органов федеральных государственных органов, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации.
Принятые изменения направлены на расширение обязанностей государственных служащих в сфере профилактики коррупционных правонарушений, а именно с 01.01.2018 госслужащие будут обязаны представлять сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки. С целью подачи данных сведений форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460, дополнена разделом 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки».
Напомним, что эту же форму справки должны использовать руководители учреждений, муниципальные служащие, а также граждане, которые претендуют на должности государственной (муниципальной) службы либо руководителя учреждения. Указанные лица должны подавать сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только на себя, но и на своих несовершеннолетних детей, супруги или супруга.
Прокуратура ЕАО.