Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Суд Еврейской автономной области, рассмотрев заявление прокуратуры области о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, для населения, проживающего на территориях Пашковского сельского поселения, Облученского, Теплоозерского и Лондоковского городских поселений, недействующим со дня его принятия, принял решение о частичном его удовлетворении. В части требований о признании недействующими установленных нормативов потребления коммунальных услуг на отопление заявление прокурора оставлено без удовлетворения.

Прокуратура области не согласилась с решением суда в этой части ввиду неправильного применения норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При их различиях нормативы дифференцируются.

При этом под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного или жилого дома при определении нормативов потребления услуги отопления следует учитывать материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

В нарушение норм приказом управления правительства ЕАО определены единые нормативы расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений для населения Облученского района. При определении нормативов по отоплению учитывались только этажность и год постройки многоквартирных и жилых домов, расположенных в поселениях, чем нарушены права и законные интересы их жителей на справедливую и основанную на законе оплату жилищно-коммунальных услуг.

Более того, единые нормативы приводят к единому расчету оплаты услуг за отопление, несмотря на разнообразие жилищного фонда по техническим и конструктивным параметрам и степенью благоустройства, тем самым, перекладывается бремя оплаты с одних жителей поселения на других.

Поскольку управлением при установлении нормативов по теплоснабжению использовался расчетный метод, то учет конструктивных и технических параметров многоквартирных и жилых домов (материал стен, крыши, объем жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования), установленный законодательством, в расчете применяться не должен.

Незаконность установления нормативов потребления тепловой энергии для населения при отсутствии приборов учета по признаку этажности и году постройки многоквартирных и жилых домов подтверждена вступившими в законную силу четырьмя решениями Облученского районного суда ЕАО в ноябре 2009 года,  апреле, июле и августе 2010 года, имеющимися в материалах дела.

В связи с этим прокуратура ЕАО направила в Верховный Суд России кассационное представление, оспорив выводы суда относительно законности установленных нормативов потребления на отопление, как основанных на неверном толковании норм закона и противоречащих установленным в судебном заседании обстоятельствам.