Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Сегодня  Российской прокуратуре исполнилось 290 лет. Для истории это срок небольшой, но для государственного органа это достаточный период, чтобы констатировать необходимость и важность такого органа для конкретного гражданина и государства в целом.

12 января 1722 года оказалось знаменательной датой в истории Российского государства. В этот день царь подписал Указ, направленный на улучшение деятельности всех органов государства. В нем определялись обязанности сенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий в Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенате должности генерал-прокурора, рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера. В отношении прокуратуры в Указе отмечалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Спустя несколько дней были установлены должности прокуроров при надворных судах.

Из Указа видно, какое большое значение Петр придавал новой должности прокурора как блюстителя законов, хотя функции прокуроров тогда еще не вполне сложились.

Представляя сенаторам первого генерал-прокурора Павла Ивановича Ягужинского, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы, однако ж, то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».

Русский историк В. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления, не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке». Наблюдательные иностранцы отмечали, что генерал-прокурор Ягужинский — второе после императора лицо в государстве по своей силе и значению.

После смерти Петра I прокуратура и прокурорский надзор пережили несколько «взлётов и падений». Значение прокуратуры в обществе менялось полярно: то она становилась малозаметной структурой в государственном устройстве страны, то снова занимала подобающее положение в государстве.

По-разному складывались биографии и судьбы руководителей прокурорской системы. Но каждый по-своему вошел в нашу историю.

Среди них были люди большого ума и просто честные служаки. Но все были патриотами своего Отечества и своего ведомства, мысля, однако, более о чести Отечества, нежели мундира. Хотя честь мундира, в хорошем понимании этого слова, и забота о достоинстве профессии были их отличительными чертами.

Не приходится удивляться, что российская прокуратура на протяжении двух веков считалась одной из лучших в Европе, отличаясь строгостью и гуманностью. Сама этика этой институции предполагала верность долгу, преданность и лояльность государственным властным структурам, внимание к человеку. Отстаивая букву Закона, прокурорам приходилось не только противостоять местничеству, но и против воли императора идти.

И сегодня, для того чтобы постичь психологию прокуроров, надо заглянуть в историю: в прокуратуру всегда шли люди, не согласные жить рядом со злом и мириться с несправедливостью.

Во все переломные моменты в судь­бе России прокуратура оставалась тем стержнем, который оберегал правовое пространство на территории страны. Она всегда следовала своему главному прин­ципу — защищать Закон: есть государство и Конституция, следовательно, все законы должны соответствовать ее нормам.

Одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры является надзор за соблюдением законодательства, согласно которому каждый имеет права на жизнь, свободу, труд, благоприятную окружающую среду и прочее.

Наивысшая оценка ра­боты прокурора — доверие людей. Если граждане идут к прокурору со своими проблемами, значит, верят, что он разберется и примет законное решение. И прокурор испытывает удовлетворение, когда реально может оказать помощь, за­щитить, отстоять законные права граж­дан, добиться конкретного результата. В органах прокуратуры Еврейской автономной области работают именно такие сотрудники — борцы с преступностью и нарушителями закона.