Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Прокуратурой области проведен анализ результатов прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства на территории области за 2006 год.

Изучение ситуации по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды на территории области за предыдущие годы показало, что основные проблемы остаются в сфере исполнения земельного и лесного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления и законодательства об охране и использовании водных объектов.

Проведены проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования и охраны водных биоресурсов, об экологической экспертизе и при содержании, использовании и осуществлении контроля за безопасностью гидротехнических сооружений.

Кроме того, организован систематический надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства и законодательства об использовании и охране водных объектов.

Анализ динамики выявленных нарушений природоохранного законодательства свидетельствует об усилении прокурорского надзора в данной сфере.

Так, в 2005 году выявлено 112 нарушений природоохранного законодательства, в 2006 году — 198 нарушений (рост выявленных нарушений составляет 77 %). Наибольшее количество нарушений выявлено в ходе надзора за исполнением лесного (48 нарушений), водного (52 нарушения) законодательства и законодательства об отходах производства и потребления (34 нарушения).

Основными причинами допущенных нарушений законодательства являются ненадлежащее отношение к исполнению своих служебных обязанностей должностными лицами органов государственной власти и   местного самоуправления, контролирующих органов, нарушение законодательства руководителями хозяйствующих субъектов, отсутствие финансовых средств на проведение природоохранных мероприятий.

По результатам выявленных нарушений органами прокуратуры области в 2006 году принесено 4 протеста (в 2005 году — 1) на противоречащие закону правовые акты; внесено 32 представления (в 2005 году — 21) об устранении нарушений природоохранного законодательства, представления прокуроров рассмотрены в установленный срок, нарушения устранены;  предостережено 8 должностных лиц (в 2005году — 10); к административной ответственности привлечено 14 лиц (в 2005 году 12); к дисциплинарной ответственности — 23 лица (в 2005 году — 5); в суды направлено 1 заявление (в 2005 году — 1), которое удовлетворено в полном объеме.

Так, в ходе проверки исполнения законодательства об охране земель и вод прокуратурой Смидовичского района установлено, что в соответствии с постановлениями главы администрации Смидовичского муниципального района индивидуальному предпринимателю Ющенко В.А. предоставлен в аренду земельный участок без проведения государственной экологической экспертизы выбора мест размещения объекта.

Кроме того, установлено, что земельный участок расположен в пределах водоохранной зоны реки Тунгуска и в нарушение требований п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 112 Водного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка произведен без согласования с отделом водных ресурсов по ЕАО Амурского бассейно-водного управления. Прокурором Смидовичского района по фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации Смидовичского муниципального района внесено представление. Председателю комитета по управлению муниципальным имуществом объявлено замечание, договор аренды с предпринимателем расторгнут.

В отношении индивидуального предпринимателя Ющенко Владимира возбуждены производства об административных правонарушениях предусмотренных ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта), ч. 1 ст. 8.4 (невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы) КоАП РФ. Предприниматель привлечен к административной ответственности  в виде штрафа в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.

Имеют место нарушения лесного законодательства должностными лицами лесхозов области.

Так, прокуратурой Облученского района проведена проверка исполнения лесного законодательства  федерального государственного учреждения «Облученский спецсемлесхоз». В ходе осмотра лесных делян, подведомственных учреждению, установлено, что после рубки леса лесопользователями оставлены не измельченные деревья. Повторное освидетельствование мест рубок по лесорубочным билетам 2004-2005 годов работниками лесхоза не проводилось.

Кроме этого установлено, что в нарушение Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации при разработке делян очистка мест рубок в целях обеспечения пожарной безопасности одновременно с заготовкой древесины не производится.

По результатам проверки прокурором Облученского района в отношении директора ФГУ «Облученский спецсемлесхоз» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 5 минимальных размеров оплаты  труда.

В мае 2006 года прокуратурой области принесен протест на закон ЕАО «О городских лесах в Еврейской автономной области» в связи с нарушением лесного и экологического законодательства. Законодательным Собранием области в удовлетворении протеста прокурора отказано. Прокурором области в суд подано заявление о признании вышеуказанного закона противоречащим федеральному законодательству. Решением областного суда в удовлетворении заявления также отказано.

Не согласившись с решениями судов, прокурором области внесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации, определением судебной коллегии которого требования прокуратуры области о признании закона ЕАО «О городских лесах в Еврейской автономной области» противоречащим федеральному законодательству удовлетворены в полном объеме, закон области признан недействующим со дня принятия.

Выявлялись и факты нарушения законодательства об отходах производства и потребления.

Так, проведенной прокуратурой области проверкой деятельности ООО «Хинганский ГОК» установлено, что данной организацией деятельность по добыче и переработке оловянной руды прекращена; хвостохранилище заполнено и подлежит консервации; горные выработки и насосные станции вместе с насосами затоплены. Между тем, в нарушение требований федерального законодательства ООО «Хинганский ГОК» не приняло надлежащих мер по консервации объектов накопления промышленных отходов.

В связи с этим, прокурором области в арбитражный суд ЕАО подано заявление  о признании бездействия руководителя ООО «Хинганский ГОК» по неосуществлению мер о консервации хвостохранилища № 3 и всех подземных горных выработок незаконным и об обязании руководителя ООО «Хинганский ГОК» провести консервацию хвостохранилища и всех подземных горных выработок.

Решением арбитражного суда ЕАО требования прокурора области удовлетворены в полном объеме. Руководителем предприятия произведена консервация хвостохранилища и всех подземных горных выработок, что предотвратило затопление шахты и близлежащих поселений на территории района.

При проведении проверки Биробиджанской транспортной прокуратурой установлен факт несанкционированного размещения отходов на территории Биробиджанского прорабского участка НГЧ-2. По результатам проверки главный инженер НГЧ-2 привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований) КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 минимальных размеров оплаты труда.

В ходе проверок государственных органов выявлено 49 нарушений природоохранного законодательства.

Так, при проверке исполнения лесного законодательства установлены факты непринятия управлением Росприроднадзора по ЕАО мер по принудительному прекращению прав пользования участками лесного фонда.

В соответствии со ст. 131 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям управления Росприроднадзора по ЕАО относится осуществление государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд.

В ходе проверки установлено, что Управлением данные полномочия фактически не реализуются, проверки использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, в том числе лесов городских и сельских поселений не проводятся, нарушения не выявляются.

Анализ рассмотренных управлением Росприроднадзора по ЕАО дел об административных правонарушениях показал отсутствие должного взаимодействия между управлением Росприроднадзора по ЕАО и агентством лесного хозяйства по ЕАО и подведомственными ему лесхозами.

Из 47 лиц, привлеченных в 1 полугодии 2006 г. к административной ответственности за нарушение лесного законодательства, только 2 привлечены по материалам проверок, проведенных лесхозами области. При этом по материалам органов внутренних дел привлечено к административной ответственности 31 лицо.

Проверкой также установлены нарушения, допускаемые должностными лицами управления Росприроднадзора по ЕАО при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

По данным фактам прокурором области в адрес руководителя управления Росприроднадзора по ЕАО внесено представление об устранении нарушений законодательства. Руководителем управления с должностными лицами, ответственными за осуществление контроля и надзора за исполнением законодательства о лесах, проведены занятия по вопросам принятия контрольных мер, усилена работа по привлечению виновных в нарушении лесного законодательства лиц к ответственности, приостановлению и прекращению пользования участками лесного фонда.

Анализ зарегистрированных преступлений, связанных с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, свидетельствует о том, что большая часть преступлений связана с незаконными порубками и лесными пожарами.

Ситуация в сфере соблюдения законности в лесопромышленном комплексе свидетельствует о том, что лесопользователи и коммерческие структуры, занимающиеся оборотом лесоматериалов, не заинтересованы в охране и восстановлении лесофонда и любыми путями стараются минимизировать свои затраты по его заготовке.

Анализ имеющихся материалов и поступающей оперативной информации, результаты комплекса проведенных в 2005-2006 годах проверочных мероприятий свидетельствует, что состояние законности в лесоперерабатывающем комплексе области остается сложным. Это связано с тем, что скупка заготовленного леса, в том числе и незаконным путем,  дальнейший его экспорт является одним из наиболее доходных вложений денежных средств.

Правоохранительными органами области осуществлен комплекс мероприятий, направленных  на выявление преступлений в сфере лесопромышленного комплекса.

На территории области в 2006 году  возбуждено 38 (АППГ — 33) уголовных дел  по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.  По всем делам, направленным в суд, вынесены обвинительные приговоры.

Так, следователями Ленинского РОВД расследовано и направлено в суд уголовное дело в отношении Лебедева Н.Н., совершившего незаконную порубку деревьев  породы дуб в количестве 12 штук, в результате которой МО «Ленинский район» причинен крупный ущерб в размере 110467 рублей 50 копеек. Приговором мирового судьи Ленинского судебного участка Лебедев Н.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 (незаконная порубка деревьев в крупном размере) УК РФ, ему назначено наказание в виде 1 года исправительных работ с удержанием в доход государства 5% заработка. В соответствии со ст. 73 УПК РФ назначенное наказание считается условным. Также с Лебедева Н.Н. в счет возмещения ущерба от совершенного преступления взыскано 110467 рублей 50 копеек. Приговор вступил в законную силу.

Качество предварительного следствия по делам указанной категории остается на удовлетворительном уровне. Ошибок и недостатков в работе следственных органов при получении, проверке и оценке доказательств, взаимодействии с оперативными службами не выявлено. Вместе с тем, имеются определенные проблемы при расследовании дел указанной категории, связанные с совершением преступлений в условиях неочевидности в отдаленных районах лесного фонда области. В большинстве случаев проходит значительный промежуток времени между моментом совершения преступления и моментом его обнаружения, как следствие — несвоевременность проведения осмотра места происшествия для закрепления следов преступления, получения информации о лицах их совершивших. Кроме этого отделом лесного хозяйства управления Росприроднадзора РФ в ЕАО не всегда своевременно  предоставляются в правоохранительные органы расчеты ущерба по фактам лесных пожаров и незаконных порубок, что увеличивает сроки проведения проверок и затрудняет принятие законного процессуального решения. Основными проблемами возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями в сфере лесопользования, являются отсутствие источников дохода у  подсудимых, отсутствие у них имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Судами области в 2006г. рассмотрено 17 дел в отношении 27 лиц:

— по ст. 260 (незаконная порубка деревьев) УК РФ — 15 дел в отношении 21 лица, по ст. 258 (незаконная охота) УК РФ — 1 дело в отношении 3-х лиц и по ст. 256 ч. 3 (незаконная добыча водных животных и растений, совершенная группой лиц) УК РФ — 1 дело в отношении 3-лиц.

По всем рассмотренным делам вынесены обвинительные приговоры. Анализ практики назначения наказаний свидетельствует о том, что наказание в виде лишения свободы назначалось в основном иностранным гражданам, совершившим преступления, предусмотренные ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений) УК РФ. Так, из 6 осужденных 5 являются гражданами КНР. В отношении остальных осужденных применялись более мягкие виды наказаний. К лишению свободы  привлечено 39 человек, к штрафу — 7, к исправительным работам — 3 человека.

Так, приговором мирового судьи Биробиджанского районного судебного участка  от 12.12.2005 осуждены граждане КНР Ван Дунсяо, Хуан Шаонянь и Ван Цзиньфу  по ст. 260 ч.3 УК РФ к наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы каждому с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Данные лица признаны виновными  в незаконной порубке деревьев, не входящих в лесной фонд в  период времени с 12.08.2005 по 19.08.2005 на территории заказника «Ульдуры» Биробиджанского района, совершенной группой лиц по предварительному сговору, их  действиями  причинен  ущерб на сумму 20338 руб. Ван Дунсяо, Хуан Шаонянь и Ван Цзиньфу  назначено наказание  в виде штрафа в размере 30000 руб. каждому.