Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Разъяснения дает старший помощник прокурора Еврейской автономной области Светлана Майорова

Отношения между потребителями коммунальной услуги «отопление» и управляющими компаниями (исполнителями коммунальных услуг) регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно п/п «б» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с п/п 2 п. 2 Приложения 2 к данным Правилам определяется, исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

Ранее, в период действия Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 № 1099, плата за услуги вносилась равномерно в течение года, если иное не было установлено договором (п. 2.4).  В настоящее время альтернативы не предусмотрено.

На сегодняшний день однозначна и позиция Минрегиона России, полагающего, что плата за отопление должна вноситься круглый год равномерными платежами даже при наличии общедомового прибора учета (Письмо от 28.05.2007 № 10087-ЮТ/07).

В отличие от иных видов коммунальных услуг, при предоставлении которых должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, отопление жилого помещения должно быть обеспечено в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг). Таким образом, в теплые месяцы помещения не отапливаются. Вместе с тем, согласно Приложению 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг независимо от наличия или отсутствия приборов учета (как общедомовых, так и индивидуальных) плата за отопление вносится ежемесячно и равномерно в течение года.

Так, для расчета платы за отопление утверждены две формулы (1 и 7). Обе они имеют одинаковую структуру: нужно перемножить три величины — общую площадь жилого помещения, тариф и показатель, учитывающий объем потребления тепловой энергии на отопление. При отсутствии коллективных и индивидуальных приборов учета в качестве последнего показателя используется норматив потребления, расчет которого производится согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв. м площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.

Если многоквартирный дом оборудован общим прибором учета тепла, но в жилых помещениях таких счетчиков нет, то вместо норматива используется среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Если отсутствуют данные о среднем объеме потребления, при расчете платы следует руководствоваться нормативами потребления. Если при наличии общедомового прибора учета некоторые помещения в доме оснащены индивидуальными теплосчетчиками, а некоторые — нет, для первых плата определяется все по тем же формулам с использованием среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, для вторых — на основании норматива потребления.

Поскольку начисление платы за отопление за конкретный месяц никоим образом не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии, неизбежно расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги (по нормативу либо по средним данным за прошлые периоды). Такое расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой — привести начисления населению в соответствие плате за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом (в зависимости от наличия общедомового прибора учета определяется по его показаниям либо расчетным методом).

Таким образом, действия общества с ограниченной ответственностью «УК города Облучье» в части установления  порядка оплаты услуги «отопление» не противоречат действующему жилищному законодательству.

Вместе с тем, если гражданин не согласен оплачивать коммунальную услугу по теплоснабжению равномерно в течение 12 месяцев, он вправе оспорить действия управляющей компании в судебном порядке, так как все споры, связанные с нарушением прав потребителей, разрешаются  в суде.