Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Разъяснения дает помощник прокурора Облученского района ЕАО Татьяна Будченко.

В последнее время увеличилось количество обращений граждан, проживающих в многоквартирных домах, на качество предоставления коммунальных услуг. Для защиты прав граждан в судебном порядке важным является правильно определить — кто же является исполнителем коммунальных услуг.

В пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, за которые вносится оплата. Это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно этим Правилам коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающих комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Таким образом, конкретизированы услуги и коммуникации, с помощью которых они оказываются.

Сторонами, участвующими в процессе оказания коммунальных услуг, являются потребитель, исполнитель, ресурсоснабжающая организация.

В зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом предоставление коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации осуществляется различными исполнителями:

а) при управлении управляющей организацией — на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого каждым собственником жилого помещения;

б) при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме — лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (например, ресурсоснабжающими организациями) на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, заключаемых каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом от своего имени;

в) при управлении товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом Жилищный кодекс Российской Федерации не называют в качестве исполнителя ни товарищество собственников жилья, ни жилищный или жилищно-строительный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив, ни ресурсоснабжающую организацию. При этом Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что при данном способе управления предоставление коммунальных услуг осуществляется только товариществом собственников жилья, жилищным и жилищно-­строительным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом.

В связи с этим, если гражданин обращается в суд с иском о некачественном содержании и ремонте внутридомовых инженерных систем, то в данном случае исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищный и жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив независимо от того, кто именно являлся подрядчиком и практически осуществлял действия по содержанию и ремонту внутридомовых инженерных систем.

В том же случае, если гражданин, своевременно производящий оплату коммунальных услуг, обращается в суд с иском на незаконное прекращение подачи коммунальных услуг, которое было произведено, например, в связи с наличием задолженности ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем (ТСЖ) с собственником жилого помещения. В обязанности исполнителя (по договору абонента) входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями и оплата услуг по предоставлению коммунальных ресурсов. В этой связи ТСЖ по существу является посредником между  ресурсоснабжающей  организацией  и  гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями. В этом случае гражданин, не имеющий задолженности по оплате коммунальных услуг, вправе обратиться в суд с иском непосредственно к ресурсоснабжающей организации на незаконные действия по прекращению поставки коммунальных ресурсов, в том случае, когда прекращение поставки имело место по причине наличия задолженности у ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией.

Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают право исполнителя коммунальных услуг приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты коммунальных услуг. При этом пункт 50 Правил предусматривает возможность приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа. То есть ни в коем случае нельзя приостанавливать подачу холодной воды и отопления.

Правила указывают, что действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества дома; нарушать права граждан, пользующихся другими помещениями; нарушать требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. Соответственно не допускается прекращение подачи какого-либо коммунального ресурса всему дому, в котором проживают граждане, своевременно оплачивающие этот коммунальный ресурс, поскольку это нарушает их права. Запрет на ограничение режима потребления, отключение потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии, предусмотрен и статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 53-ФЗ «Об электроэнергетике», что в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса России распространяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой.