Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

После развода бывший супруг предпринял все возможные меры для того, чтобы наша старшая 10-летняя дочь осталась проживать с ним. Однако после регулярных встреч с ней я все больше прихожу к выводу, что в новой семье бывшего супруга ребенку некомфортно, и это постепенно накладывает свой негативный отпечаток на ее психологическое состояние. В связи с этим планирую в ближайшее время предъявить иск к бывшему супругу об определении места проживания нашей дочери. Чем будет руководствоваться районный суд при рассмотрении заявленных мной требований? Жительница Смидовичского района.     

Разъяснения дает старший помощник прокурора Еврейской автономной области Анатолий Кухарь.

В силу статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.

В ходе разрешении спора о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей суд исходит из интересов и с учетом мнения ребенка. При этом принимаются во внимание привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, его возраст, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ему условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, их материальное и семейное положение и другое).

По требованию одного из родителей в порядке, установленном частью 61 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом требований, указанных выше, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

Кроме того, в данном случае суд обязан будет руководствоваться разъяснениями, данными в этой связи постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В качестве примера можно привести следующее гражданское дело по иску жительницы автономии, ставшее предметом судебного рассмотрения.

Спор между бывшими супругами по поводу определения места жительства их 12-летней дочери принял затяжной характер. Он усложнялся и тем обстоятельством, что девочка последние два года находилась в семье отца, с чем бывшая супруга согласиться не могла. В центре внимания суда оказалась позиция девочки, подвергшаяся тщательному анализу со стороны нескольких специалистов-психологов, тем более что истица (мать) утверждала, что в семье отца дочь регулярно подвергается негативному психологическому воздействию. Ответчик (отец) же обращал внимание на осознанное нежелание дочери вернуться к матери. Один психолог, который ни разу не встречался с девочкой, полагал, что ее нужно срочно передать матери, так как в предшествующие годы, находясь рядом с нею, она развивалась нормально. Другой психолог, чье мнение было положено в основу заключения специально созданной независимой комиссии, свой вывод построил на длительном личном контакте с несовершеннолетней. В ходе психологического собеседования с ребенком был выполнен ряд тестов, из которых следовало, что в семье отца девочка находится в комфортном состоянии. К тому же она способна четко выразить свое мнение относительно желания проживать в его семье, отсутствия взаимопонимания с матерью. Сказанное девочкой нашло подтверждение при рассмотрении дела судом, который пришел к выводу о том, что в интересах ребенка следует отказать в удовлетворении заявленных истицей требований.