Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Разъяснения дает помощник прокурора Облученского района Еврейской автономной области Ольга Матвиенко.

Типовые различия в общественной опасности несовершеннолетних правонарушителей предполагают оптимизацию сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия. Данный институт во многом определяет специфику ответственности несовершеннолетних и рассматривается законодателем в части 2 статьи 87 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве альтернативы уголовному наказанию.

В статьях 9092 Кодекса законодатель оформил принудительные меры воспитательного воздействия как важнейшую составляющую целостного комплекса уголовно-правовых мер, применяемых к несовершеннолетним, урегулировав систему и порядок их применения. Также законодателем определена специфика в применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении следующих категорий несовершеннолетних: а) осужденных за совершение преступления небольшой и средней тяжести с применением принудительных мер воспитательного воздействия; б) осужденных за совершение преступления средней тяжести, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием; в) впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Статьей 92 Кодекса предусмотрена возможность освобождать несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, поэтому в таких правовых ситуациях данная форма ответственности, безусловно, связана с заменой наказания. Применительно же к случаям освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в порядке статьи 90 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия не могут выступать в качестве замены наказанию, так как оно не назначается, поэтому данная форма является самостоятельной.

Законодатель также предусматривает освобождение от реализации уголовной ответственности несовершеннолетних в ее традиционной форме, связанной с осуждением (порицанием) лица от имени государства, вынесением обвинительного приговора, назначением наказания, его исполнением, установлением последствия в виде судимости.

Срок продолжительности мер устанавливается органом, назначающим эти меры.

Если опираться на судебную практику, то  оптимальный срок для названных мер определяется одним или максимум двумя годами, в течение которого можно с большой долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетнего, либо его стремлении уклониться от исполнения принудительных мер воспитательного воздействия.

Уже в 2012 году Облученским районным судом вынесено два обвинительных приговора, на основании которых несовершеннолетние лица признаны виновными в совершении преступлений. Однако с учетом анализа данных о личности несовершеннолетних, степени тяжести совершенных ими преступлений, суд пришел к выводу о том, что исправление указанных лиц может быть достигнуто путем применения в отношении них принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей. В связи с этим несовершеннолетние были освобождены судом от наказания. Приговоры вступили в законную силу и в настоящий момент исполняются в установленном законом порядке.