Проведение органами прокуратуры проверок по сообщениям средств массовой информации
Основополагающим принципом деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является принцип гласности, означающий открытость прокуратуры, её доступность для населения и средств массовой информации.
Вместе с тем на органы прокуратуры распространяются нормы Конституции Российской Федерации о соблюдении правил распространения информации.
Поэтому в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
В силу положений ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.
Поводами для проверок являются поступающие в прокуратуру обращения граждан и юридических лиц, материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений, а также сообщения средств массовой информации.
Однако на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку.
Основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация СМИ о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.
При этом прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей редакций, информационных агентств и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Получение необходимых сведений осуществляется посредством направления запросов в адрес редакции, главного редактора, иных должностных лиц.
За невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопросы предоставления журналистам информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений (в том числе по запросам редакций средств массовой информации) урегулированы законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрены права и обязанности журналиста, то есть лица, занимающегося редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. Установлены также ограничения и запреты в их деятельности.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации» не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
Под злоупотреблением правами путем сокрытия общественно значимых сведений законодатель определил случаи, когда журналист, получивший информацию и документы, имеющие большое общественное значение, не только не выпускает их в эфир, но изымает их, прячет или иным образом препятствует их обнародованию.
Фальсификацией общественно значимых сведений будет являться изменение содержания достоверных сообщений, искажение их сути.
Под слухами понимается заведомо и очевидно недостоверная информация. Распространение слухов под видом достоверной информации имеется в виду распространение любых, полностью или частично сфальсифицированных, сведений о фактах и комментариев к ним под видом реальной, проверенной, соответствующей истине информации, создание иллюзии достоверности информации.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Таким образом, журналисту предоставлены все права для распространения информации, однако использование этих прав в указанных целях будет не только злоупотреблением правами журналиста, но во многих случаях и гражданским деликтом, административным правонарушением или даже преступлением.
Законом установлена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, а также определены основания освобождения от ответственности.
При этом указан круг субъектов, на которых может быть возложена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов).
СМИ являются одним из основных источников информации о жизни государства, действующих законах России. Они оказывают значительное влияние на формирование и распространение общественного мнения, являются своего рода «проводниками» мировоззрения, идеологии, социальных ценностей, способны в известной степени «конструировать» действительность.
В этих условиях эффективность взаимодействия органов прокуратуры со СМИ во многом определяется тем, как и прокуроры, и журналисты подходят к организации такого взаимодействия, каким они его представляют. Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ – это форма их совместного сотрудничества ради достижения общих целей, в первую очередь, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также пропаганды права, разъяснения законодательства, правового воспитания населения.
Информация подготовлена аппаратом прокуратуры области