Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
В течение 2006 года надзор за исполнением законов и законностью правовых актов осуществлялся в соответствии с требованиями действующего законодательства и приказами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Еврейской автономной области.
В целях приведения нормативных правовых актов области в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, прокуратурой области оспорено 28 (2005 г.- 31) нормативных правовых актов органов государственной власти автономии, в том числе 16 законов, 10 постановлений правительства области и 2 постановления губернатора области. При этом 5 нормативных правовых актов оспорено в судебном порядке. Позиция прокуроров при отстаивании интересов государства и прав граждан характеризовалась принципиальностью и последовательностью, в результате на 01.01.2007 года 82 % оспоренных нормативных актов приведены в соответствие с действующим законодательством, остальные находятся в стадии рассмотрения.
Анализ оспоренных законов области свидетельствует о том, что при подготовке законопроектов их разработчиками не всегда учитывались изменения федерального законодательства, допускалось необоснованное перераспределение компетенции между законодательными и исполнительными органами государственной власти, неполнота регулирования, неправильное применение норм федеральных законов, превышение полномочий.
Так, прокуратурой области 28 сентября 2006 года в судебном порядке оспорены отдельные положения закона области «Об областном бюджете на 2006 год», предусматривающие на реализацию отдельных законов области выделение субвенций из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных образований области без передачи указанным муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий.
Решением областного суда области, которое определением Верховного Суда Российской Федерации оставлено без изменений, указанные положения закона области признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда.
19 мая 2006 года прокурором области внесен протест на закон области «О городских лесах» в связи с нарушением порядка его принятия (без предварительного проведения государственной экологической экспертизы).
Протест прокурора отклонен, заявление прокурора в областной суд области также оставлено без удовлетворения. Определением Верховного Суда России решение суда Еврейской автономной области отменено, принято новое решение, которым требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В 2006 году серьезное внимание уделялось соблюдению законодательства в сфере экономики, осуществлялся надзор за исполнением законов о бюджетных отношениях, о налогах и сборах, о государственной гражданской, муниципальной службе и борьбе с коррупцией, о лицензировании и земельных правоотношениях. Проводились проверки соблюдения природоохранного законодательства. Значительное место уделено сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе соблюдению трудовых, жилищных, социальных и потребительских прав граждан.
Всего в 2006 году в ходе общенадзорной деятельности выявлено 5496 нарушений законов, принесено 544 протеста, внесено 426 представлений, объявлено 214 предостережений, в суды направлено 1139 исков (заявлений). В результате рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 282 должностных лица (АППГ — 144) (эффективность 66,1 %), к административной ответственности 243 лица (АППГ — 140). Таким образом, эффективность мер прокурорского реагирования возросла фактически вдвое.
Результаты работы свидетельствуют о значительном увеличении количества оспоренных правовых актов (на 302 или 124 %), которое произошло, главным образом, за счет увеличения нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления. Возросло и количество лиц, привлеченных к ответственности за допущенные нарушения законов: к дисциплинарной — на 95,8 %, к административной — на 73,5 %. В 5,5 раза возросло количество возбужденных по результатам «общенадзорных» проверок уголовных дел (с 11 до 61).
Несмотря на возросшие показатели по основным направлениям — в сфере экономики, в сфере соблюдения прав и свобод граждан, природоохранной сфере, анализ общенадзорной деятельности свидетельствует как об усилении прокурорского надзора во всех поднадзорных сферах, так и о намечающейся тенденции к снижению допускаемых нарушений законов на территории области по отдельным направлениям деятельности.
Сохраняется тенденция к улучшению надзора за исполнением бюджетного законодательства. Из года в год растет количество выявляемых прокурорами нарушений бюджетного законодательства. В 2004 году выявлено 71 нарушение законодательства, в 2005 — 130, в 2006 — 191. Опротестовано 15 нормативных правовых актов, внесено 12 представлений, объявлено 8 предостережений, возбуждено 1 уголовное дело, предъявлено 4 иска в суд. Повысилась эффективность мер прокурорского реагирования.
Рост числа выявленных нарушений связан с улучшением качества проводимых прокурорами проверок и экспертизы нормативных правовых актов в этой достаточно емкой и наиболее сложной сфере прокурорского надзора.
В результате качественно проведенной проверки выявлен факт нарушения управление внутренних дел области бюджетного законодательства, выразившегося в незаконном зачислении и получении денежных средств от хранения задержанных транспортных средств. По данному факту прокурором области внесено представление, в удовлетворении которого было отказано.
В целях устранения нарушений федерального законодательства прокурор области обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с требованием признать отдельные положения договора о взаимодействии по хранению задержанных и иных транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу от 26 января 2006 года, заключенного между УВД ЕАО и обществом с ограниченной ответственностью «Тритон», недействительными. В результате принятых прокурором мер незаконные положения из договора были исключены, незаконные действия управления по получению денежных средств пресечены.
В ходе проверки деятельности лесозаготовительного предприятия со 100 % иностранным капиталом выявлены нарушения бюджетного законодательства, в результате которых федеральному бюджету нанесен ущерб в размере 143572 рубля.
По иску прокурора области соглашение между обществом с ограниченной ответственность «Сэн Фэн» и федеральным государственным учреждением «Бирский лесхоз» о зачете суммы ущерба лесному хозяйству признано недействительным. Незаконно перечисленные средства в полном объеме возмещены в федеральный бюджет.
Наиболее наступательную позицию в данном направлении прокурорского надзора занял отдел по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры области, которым выявлено 60 % нарушений данной сферы.
По-прежнему актуальными остаются вопросы исполнения законов о государственной гражданской и муниципальной службе. Проверки в данной сфере осуществляются регулярно. Особое внимание при их проведении уделяется законности принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов. В результате проведенных прокурорских проверок выявлено 290 нарушений законов (в 2005 году — 54), опротестовано 57 правовых актов, внесено 10 представлений.
В результате примененных прокуратурой области мер прокурорского реагирования в определенной степени достигнуто укрепление состояния законности в территориальном управлении Роспотребнадзора по Еврейской автономной области, государственной инспекции труда в области, управлении федеральной налоговой службы России по области и аппарате губернатора автономии. В названных организациях и учреждениях выявлен целый ряд распространенных фактов несоблюдения обязательств и ограничений, связанных с гражданской службой, нарушения лицами, замещающими государственные должности, и гражданскими служащими установленного законом порядка подачи и принятия соответствующих деклараций и справок, ненадлежащей организации и осуществления кадровой работы в части ведения личных дел государственных служащих, обработки их персональных данных и другие.
Только после прокурорского вмешательства начальник поликлиники федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть УВД ЕАО» устранил нарушение требований законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, прекратив осуществление запрещенного в данном случае совместительства в государственных учреждениях здравоохранения «Психиатрическая больница» и «Областная больница», не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В результате наступательной позиции горрайпрокуроров по результатам правового анализа выявивших и опротестовавших 55 муниципальных правовых актов, нормы которых противоречили закону, а в ряде случаев — напрямую ограничивали права и свободы граждан и муниципальных служащих, значительно повышен уровень законности действующих нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, регулирующих в муниципальных образованиях автономии вопросы организации и прохождения муниципальной службы.
Важнейшим направлением прокурорского надзора остаются вопросы соблюдения законности в жилищно-коммунальной сфере в части подготовки топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону, прохождения отопительного сезона, а также целевого расходования бюджетных средств, направленных на эти цели.
Анализ результатов прокурорских проверок свидетельствует о том, что органами государственной власти и местного самоуправления в основном исполняется законодательство в сфере топливно-энергетического комплекса, выполняются возложенные на них законом обязанности.
Вместе с тем допускаются нарушения, связанные с качеством предоставления коммунальных услуг, невыполнением плановых мероприятий при подготовке к зиме, в том числе накоплении запасов топлива, выполнении работ по подготовке котельных, жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях.
В целях устранения выявленных нарушений горрайпрокурорами принимались соответствующие меры прокурорского реагирования.
Всего в данной сфере выявлено 235 нарушений закона, направлено в суд 8 исковых заявлений, объявлено 33 предостережения должностным лицам, внесено 43 представления, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 9 должностных лиц. Вынесено 11 постановлений о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности, возбуждено 2 уголовных дела.
Принятые меры прокурорского реагирования позволили обеспечить выполнение мероприятий по подготовке к зиме в основном в полном объёме и в установленные сроки и прохождение отопительного периода без серьезных аварий и происшествий.
Актуальными для автономии остаются вопросы исполнения трудового законодательства и соблюдения установленных требований в сфере охраны труда. Из года в год в указанных сферах выявляются многочисленные нарушения.
Вместе с тем, общее количество нарушений трудового законодательства снизилось на 19 %, в том числе в сфере оплаты труда — на 18 %. Приведенные данные позволяют сделать вывод о наметившейся тенденции к улучшению общей правовой ситуации в данной сфере. В то же время по-прежнему вызывает озабоченность ситуация в сфере исполнения законодательства об оплате труда.
Факты несвоевременной выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном объеме продолжают иметь место в коммерческих организациях. По итогам 2006 года задолженность по заработной плате зафиксирована в 21 организации в размере 17,3 млн. рублей 1134 работникам (на 1 января 2006 года задолженность составляла 17,8 млн. рублей 2173 работникам 28 организаций, на 1 января 2005 года — 24,0 млн. рублей работникам 32 организаций, на 01 января 2004 года — 57,8 млн. рублей).
Таким образом, несмотря на активную позицию горрайпрокуроров по выявлению фактов невыплаты заработной платы, принятие адекватных мер прокурорского реагирования, ситуацию в данной сфере коренным образом переломить не удалось.
Основная сумма задолженности в размере 15,2 млн. рублей (88% от общей суммы) приходится на 15 неработающих организаций (71% от общего числа) по причине несостоятельности (банкротства), ликвидации или фактического прекращения финансово-хозяйственной деятельности.
Органами прокуратуры области при выявлении нарушений трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы принимался весь комплекс мер прокурорского реагирования. Результатами принятых мер стало реальное погашение работникам ряда предприятий долгов по оплате труда.
Так, в апреле 2006 года органами прокуратуры области факты несвоевременной выплаты заработной платы выявлены в 9 организациях, не имевших ранее долгов. По фактам нарушения трудового законодательства внесено 4 представления, объявлено 1 предостережение, вынесено 4 постановления о возбуждении административных производств. В результате задолженность 462 работникам на общую сумму 2,2 млн. рублей выплачена в полном объеме.
В этот же период после внесения актов прокурорского реагирования выплачена задолженность еще 304 работникам 4 организаций на общую сумму 2,3 млн. рублей.
В целях ликвидации и максимального снижения долгов по оплате труда органами прокуратуры области в течение 2006 года проведено 123 проверки, по результатам которых внесено 40 представлений, 37 протестов, объявлено 38 предостережений.
Всего в результате принятых органами прокуратуры области мер в 2006 году работникам предприятий, учреждений и организаций области выплачено более 46,0 млн. рублей заработной платы (только в декабре 2006 погашено около 9,6 млн. рублей).
Систематически осуществляется надзор за исполнением законодательства об охране труда.
Результаты проверок свидетельствуют о наметившейся тенденции к снижению допускаемых нарушений в данной сфере.
Повсеместно проведены проверки соблюдения федерального законодательства при реализации приоритетных национальных проектов.
Основной акцент делался на законность принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов и целевом использовании бюджетных средств, выделенных бюджетами всех уровней на реализацию запланированных в данной сфере мероприятий.
В результате выявлены факты, когда органами государственной власти области в ряде случаев не осуществлено правовое регулирование ряда вопросов либо осуществлено с нарушением норм федеральных законов. По указанным фактам внесено представление и направлено заявление в суд, опротестованы 3 постановления правительства области.
Требования прокурора удовлетворены. Органами государственной власти области противоречащие федеральному законодательству нормативные правовые акты приведены в соответствие, дополнительно осуществлено необходимое правовое регулирование.
Установлено, что при реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» уполномоченным органом — управлением сельского хозяйства правительства области — выплаты субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам сельхозтоваропроизводителям производились лицам, не имеющим на это право.
Всего выявлено 2 таких факта на сумму 20 тысяч рублей. Денежные средства возвращены в бюджет в ходе проверки.
Выявлены и факты несоответствия документов, предоставленных гражданами, включенными в сводные списки граждан, молодых семей и молодых специалистов — участников мероприятий по обеспечению жильем лиц, проживающих в сельской местности. Имеют место факты отсутствия предусмотренных законодательством документов, а также необоснованного включения лиц в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, проживающих в сельской местности. Выявлены нарушения порядка формирования списков молодых семей, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, отсутствие сводного списка, а также списков молодых семей — претендентов на получение субсидий и молодых семей, включенных в резерв на получение субсидий в планируемом году, включение в списки молодых семей, не отвечающих требованиям действующего федерального законодательства.
При реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» выявлены нарушения в части неправомерного заключения договоров государственным учреждением «Фонд социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области» с отдельными медицинскими учреждениями.
Всего по результатам прокурорских проверок, осуществленных в 2006 году, выявлено 144 нарушения, внесено 10 представлений, 6 протестов, возбуждено 1 производство об административном правонарушении, направлено 4 заявления в суд. В результате принятых мер прокурорского реагирования нарушения законов устранены.
Значительно возросла эффективность прокурорской деятельности в сфере природоохранного законодательства.
Количество выявленных нарушений закона возросло на 76,7 %, увеличилось количество принятых мер прокурорского реагирования, количество привлеченных к ответственности должностных лиц.
Только в результате вмешательства прокуратуры области признаны незаконными действия горно-обогатительного комбината «Хинганский ГОК» по непроведению консервации шахты и хвостохранилища. В результате указанным предприятием необходимые действия были произведены, что предотвратило возможность возникновения техногенной (и) или экологической катастрофы.
Вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и впредь будут приоритетными в деятельности прокуратуры области.