Об оказании почтовых услуг населению
Законны ли действия сотрудников ФГУП «Почта России», связанные с отказом доставки корреспонденции в подъезды, доступ в которые ограничен? Житель г. Биробиджана Дмитрий П.
Разъяснения дает помощник прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области Виктория Веретенникова.
В силу положений статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 № 176 — ФЗ «О почтовой связи» доставка почтовой корреспонденции осуществляется в абонентские почтовые ящики, устанавливаемые на первых этажах многоэтажных жилых домов.
Согласно п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 (далее — Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи: простые почтовые отправления; извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Пунктом 35 Правил оказания услуг почтовой связи определено, что почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).
При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
С адресата (его законного представителя), а в случае возврата — с отправителя может взиматься плата за хранение регистрируемого почтового отправления в течение срока, составляющего более одного рабочего дня после вручения вторичного извещения с приглашением на объект почтовой связи для получения почтового отправления (не считая дня вручения). Размер платы за хранение определяется в соответствии с тарифами, устанавливаемыми операторами почтовой связи.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их законными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Пунктом 36 Правил оказания услуг почтовой связи определены случаи возврата почтового отправления или почтового перевода: по заявлению отправителя; при отказе адресата (его законного представителя) от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса адресата; при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.
В силу указанных законодательных норм при отсутствии доступа почтальона в подъезд пользователи услуг почтовой связи должны принять необходимые меры для доставки и получения почтовой корреспонденции.
Таким образом, отказ сотрудников филиала ФГУП «Почта России» в доставке корреспонденции в подъезды, свободный доступ в которые ограничен, не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.