Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

В соответствии с  ч. 2  ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в  результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

На практике возникают ситуации, когда органы местного самоуправления отказывают гражданам во внесении в список пострадавших от наводнения из-за отсутствия регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации. В результате граждане лишены права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления материальной и финансовой помощи за счет резервных фондов.

Право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.

Данная категория дел рассматривается судами в порядке особого производства.

Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ  заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

В заявлении в обязательном порядке необходимо указать, с какой целью необходимо признание юридического факта в судебном порядке – невозможность быть признанным пострадавшим от чрезвычайной ситуации, включенным в списки граждан, пострадавших от наводнения, получить меры социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.

В силу требований ст. 265  Гражданского процессуального кодекса РФ  необходимо указать на невозможность получить документы, удостоверяющие факт проживания по указанному адресу, в каком-либо ином порядке, кроме судебного решения об установлении факта, имеющего юридическое значение.

Факт попадания дома (жилого помещения) в зону затопления может быть подтвержден актом обследования (справкой, выданной участковым уполномоченным полиции и/или органом местного самоуправления (комиссией, образованной при органе местного самоуправления).

Необходимо указать перечень повреждений жилого помещения (дома), утраченного имущества первой необходимости.

В соответствии с положениями ст. 27  Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.2003 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон            № 5242-1) место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Положения ст. 3 Закона № 5242-1 граждане Российской Федерации обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с  п. 1  ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации, в частности, прав граждан на получение социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.

Факт проживания гражданина может быть подтвержден следующими доказательствами: выписка из единого реестра регистрации прав на недвижимое имущество, копия договора купли – продажи, справка образовательной организации, справка медицинской организации, справка с места работы (с указанием адреса проживания), справка участкового уполномоченного полиции, справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение либо почтового отделения о доставке пенсии по определенному адресу; справка органа местного самоуправления, квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, факт проживания могут подтвердить свидетели, данные о личности которых и адреса их проживания необходимо отразить в заявлении.

Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ  суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, согласно п. 10 данной статьи суд рассматривает дела об установлении и других имеющих юридическое значение фактов. Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведен в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания гражданина в жилом помещении.

В просительной части заявления помимо установления юридического факта постоянного проживания гражданина в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, необходимо ставить вопрос об обращении решения суда в соответствии со ст.ст. 204, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ  к немедленному исполнению.

В соответствии с  ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ  прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не  распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При невозможности обратиться в суд самостоятельно граждане вправе подать в  прокуратуру по м есту жительства заявление об обращении прокурора в суд в защиту их прав, свобод и законных интересов.