Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Разъяснения дает заместитель прокурора города Биробиджан ЕАО Владислав Тараник.

Частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса России установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.

В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Частью 1 статьи 34 Земельного кодекса России установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Пунктом 1 решения городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» от 28.12.2006 № 486 утвержден Порядок, устанавливающий процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, для целей, не связанных со строительством.

Специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками в соответствии с настоящим Порядком, является мэрия города.

Согласно пункту 2.1 Порядка гражданин подает в мэрию города заявление о предоставлении земельного участка в собственность или аренду. Поступившие заявление и документы подлежат проверке мэрией города в установленном порядке. После окончания процедур, предусмотренных пунктом 2.4, мэрия города в течение десяти дней публикует в муниципальной информационной газете информацию о возможности предоставления в собственность или аренду гражданам земельных участков.

На основании пункта 2.6 Порядка иные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, подают заявления в мэрию города в течение 14 дней со дня публикации информации. Рассмотрению подлежат все заявления, соответствующие требованиям, установленным пунктами 2.1-2.3 и поступившие до истечения указанного настоящим пунктом срока.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что земельный участок предоставляется гражданину в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано одно заявление.

В случае если гражданин полагает, что при предоставлении земельного участка мэрией города были допущены нарушения земельного законодательства, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением к мэрии города о признании постановления недействительным, так как частью 1 статьи 64 Земельного кодекса России предусмотрено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, уполномочены должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Должностные лица мэрии города полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном настоящей статьей, а также по рассмотрению таких дел об административном правонарушении действующим законодательством не наделены.