Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Органы прокуратуры Еврейской автономной области провели повсеместно проверки исполнения требований законодательства о своевременном выявлении, учете и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлении последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования за 2009 и текущий период 2010 года.

В этих целях в органах опеки и попечительства проверено соблюдение законодательства о выявлении детей, оставшихся без родительского попечения, организации их централизованного учета, устройстве и осуществление контроля за условиями жизни и воспитания при назначении опеки и попечительства.

В ходе проверки прокуратурой Биробиджанского района установлено, что органами опеки и попечительства муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» нарушаются требования ч. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ — проведение первичного обследования обстоятельств отсутствия у несовершеннолетних родительского попечения и постановки их на первичный учет в течение трехдневного срока. Например, при проверке личных дел выявлено, что первичное обследование условий жизни некоторых подопечных проведено по истечении двух-трех месяцев.

Кроме того установлено, что органами опеки и попечительства сроки передачи анкеты на ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональному оператору банка данных не соблюдаются: передаются по истечении одного-двух месяцев. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами города Биробиджан и Облученского района.

Прокуратурой Ленинского района установлено, что органом опеки и попечительства не соблюдаются сроки передачи региональному оператору информации об изменении данных о ребенке, содержащихся в его анкете. Не соблюдается 7-дневный срок обследования жилищно-бытовых условий будущих усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей, и 15-дневный срок подготовки и выдачи соответствующего заключения. Данные нарушения выявлены прокуратурами Смидовичского и Облученского района.

В Смидовичском районе имеют место неединичные случаи оформления заключения, выданного органом опеки и попечительства, о возможности быть опекуном раньше поступления его заявления с такой просьбой. В Облученском же районе, напротив, заключения не всегда составляются, а решения о назначении опеки оформляются по истечении 1-3 месяцев после подачи заявления.

Ненадлежащим образом органами опеки и попечительства проводится ежегодное на протяжении первых трех лет после усыновления контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка. Такие факты выявлены прокуратурой Биробиджанского района. 

Органами опеки и попечительства не соблюдается также периодичность контроля за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей. В соответствии с требованиями федерального законодательства такие проверки проводятся 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

Например, в Ленинском районе последний акт проверки условий жизни одного из подопечных, соблюдения опекунами его прав и законных интересов, обеспечения сохранности его имущества составлен в октябре 2007 года. Аналогичные нарушения выявлены при проверке других личных дел опекаемых. 

Прокуратурами Смидовичского и Биробиджанского районов установлено, что требования о периодичности проведения плановых проверок органом опеки и попечительства не соблюдаются.

По всем выявленным нарушениям органами прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования. В адрес председателя комитета образования прокуратура области направила информацию для использования в дальнейшей работе по осуществлению контроля за реализацией государственных полномочий по опеке и попечительству органами местного самоуправления.