Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

Разъяснение дает старший помощник прокурора Еврейской автономной области Светлана Майорова.

В соответствии со статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.91 № 1761-1 (ред. от 01.07.2005) «О реабилитации жертв политических репрессий», подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Законом области от 09.12.2004 № 376-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области» предусмотрены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

В частности, граждане из числа реабилитированных лиц имеют право на:

— ежемесячную денежную выплату в размере 392 рубля;

— первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха; компенсацию стоимости проезда (туда и обратно) один раз в год на железнодорожном транспорте;

— снижение на 50 процентов (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размера оплаты общей площади жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, исходя из нормативов, установленных правительством области для льготных категорий граждан, но не более фактического потребления коммунальных услуг, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах нормативов, установленных правительством области для льготных категорий граждан, проживающих в домах без центрального отопления;

— бесплатную установку телефона или компенсацию стоимости установки телефона;

— компенсацию дополнительных расходов по оплате услуг телефонной связи, связанных с повышением тарифов на оказание услуг телефонной связи, исходя из фактических затрат, но не более 50 рублей в месяц;

— внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов; льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями (за исключением зубных протезов);

— внеочередное оказание медицинской помощи.

Действующим законодательством предусмотрено право на  получение льгот только непосредственно реабилитированному лицу, меры социальной поддержки не могут быть предоставлены его наследникам.

В соответствии со статьей 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.

Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно части второй данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.

Право на  компенсации, меры социальной поддержки, включающее и право требовать их установления и выплаты в надлежащем размере (т.е. в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина и не может быть унаследовано его родственниками.

Как следует из представленных сведений заявительницы, ее мать подверглась политической репрессии в 1932 году, так как в составе семьи вместе с родителями была выслана в порядке кулацкого расселения в Красноярский край. Право на получение мер социальной поддержки, установленных законом области, принадлежало лично матери и не могло быть передано в порядке наследства.

Таким образом, у заявительницы, как наследника по закону, отсутствуют основания для получения мер социальной поддержки, право на которые имела ее мать.