Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

В прокуратуру Смидовичского района ЕАО в последнее время стало поступать большое количество обращений в сфере жилищного законодательства и жилищно-коммунального хозяйства. Так, за 9 месяцев 2010 года в прокуратуру обратились 176 граждан, из них 85 — по вопросам жилищного законодательства.

Проанализировав поступившие обращения, старший помощник прокурора Смидовичского района Александр Сареев разъясняет гражданам нормы действующего жилищного законодательства.

1. В чем отличие платы за жилое помещение от платы за коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме — и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой.

Размер платы за жилье определяется в зависимости от площади занимаемого помещения, то есть плата за 1 кв.м.

Размер платы за коммунальные услуги, если отсутствуют приборы учета, определятся в зависимости от количества проживающих в помещении граждан, кроме услуги за теплоснабжение (определяется по площади помещения).

2. Отличие технического обслуживания дома от текущего ремонта и капитального ремонта дома.

В соответствии с разделом II постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулировании инженерных систем и т.д.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома — это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, техническое обслуживание — это поддержание в исправном состоянии работоспособности, наладке элементов и внутридомовых систем дома.

Текущий ремонт — это работы по устранению неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания.

Капитальный ремонт — это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то есть работы, затрагивающие конструктивные элементы дома, здания (например, замена системы водоснабжения и водоотведения всего дома).

Платежи за техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт являются обязательными.

3. Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п/п «а, д» п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.

Согласно п. 81 Правил в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг.

При этом потребителю можно отключить только горячую воду, свет и газ. Производить отключение холодной воды и отопления запрещено.

4. В квартире прописан 1 человек, а плату начисляют на двух проживающих.

Как разъяснялось выше, от количества проживающих в жилом помещении граждан, если отсутствуют приборы учета, зависит только размер платы за водоснабжение и водоотведение (за остальные услуги плата определяется, исходя из занимаемой общей площади).

В соответствии с Правилами размер платы за водоснабжение и водоотведение определяется по количеству фактически проживающих в жилом помещении лиц. При этом чтобы законно производить начисления на фактически проживающих в квартире граждан, управляющая организация или ТСЖ должны иметь акт, в котором должно быть указано количество фактически проживающих в помещении лиц. Если такой акт отсутствует, то начисления должны производиться только на количество зарегистрированных в помещении лиц.

Чтобы избежать двойной платы за коммунальные услуги (по месту регистрации и по месту фактического проживания) гражданин может предоставить в управляющую организацию или ТСЖ по месту регистрации документ о временном отсутствии (например, справка, командировочное удостоверение, путевка и т.д.). 

5. Порядок и основания перерасчета платы за коммунальные услуги.

Согласно п. 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению.

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом исполнителя (управляющую организацию). По данному факту составляется акт, в котором указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг с указанием даты и времени;

б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

Таким образом, для того чтобы был произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, гражданину необходимо обратиться в управляющую организацию или ТСЖ за актом о начале и окончании непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае отсутствия таких актов доказать, что услуга не предоставлялась или предоставлялась ненадлежащего качества, будет затруднительно.