Вы находитесь на старой версии сайта прокуратуры Еврейской автономной области. Перейти на новую версию сайта.

В 2018 году органами прокуратуры Еврейской автономной области изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов 5382 (5539) нормативных правовых акта органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований автономии и 5429 (4116) проектов нормативных правовых актов. Всего выявлено 78 (112) региональных и муниципальных актов и 78 (52) их проектов, содержащих 88 (151) и 83 (63) коррупциогенных факторов.

В 2 (5) законах области выявлено 2 (5) коррупциогенных фактора.

В 3 (29) нормативных правовых актах исполнительного органа власти ЕАО и 18 (13) их проектах по результатам изучения выявлено 8 (47) и 18 (17) коррупциогенных факторов.

В 9 (22) актах представительных и 65 (61) исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономии и 58 (34) их проектах выявлено 80 (104) и 63 (41) коррупциогенных факторов.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов из региональных и муниципальных нормативных правовых актов (и их проектов) прокурорами в адрес их разработчиков принесено 76 (92) протестов, которые удовлетворены, внесено 2 (19) требования, направлено 78 (52) отрицательных заключений на проекты.

Результатом выполненной работы явилось исключение из 155 (128) нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления (и их проектов) 166 (162) коррупциогенных факторов. В отношении иных нормативных правовых актов работа по приведению в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства находится в завершающей стадии.

Коррупциогенные факторы выявлены в региональных и муниципальных нормативных правовых актах (и их проектах), регулирующих общественные отношения в сферах: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина – 54 (41); государственной и муниципальной собственности — 1 (2); о социальных гарантиях лицам, замещающим государственные, муниципальные должности – 1 (0).

Так, прокуратурой Октябрьского района в решении Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» от 29.10.2015 № 119 «Об установлении размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области и сроков внесения арендной платы» (далее по тексту – решение № 119) выявлен коррупциогенный фактор.

В компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования «Октябрьский муниципальный район», обладающих полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу ст. 39.7 ЗК РФ, ч. 5 ст. 1 закона ЕАО от 01.07.2015 № 747-ОЗ входит только установление размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, не превышающих максимальный размер, установленный законом ЕАО от 01.07.2015 № 747-ОЗ.

Вместе с тем, п.п. 2, 3 решения № 119 определены сроки внесения арендной платы.

В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Таким образом, п. п. 2, 3 решения № 119 противоречат федеральному законодательству, поскольку приняты за пределами компетенции представительного органа.

Пунктом 8 решения № 119 установлено, что размеры коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области изменяются ежегодно в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

Федеральное, региональное законодательство не содержит положений управомочивающих представительный орган местного самоуправления изменять размеры коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, ежегодно в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Подобная норма содержится в Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582. Вместе с тем, согласно п. 8 указанных Правил случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком предусматривают в договоре аренды земельного участка. Кроме того указанные Правила распространяются только на федеральные органы исполнительной власти и в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

На проект указанного нормативного правового акта прокурором района в представительный орган 27.03.2018 направлено отрицательное заключение, которое оставлено без удовлетворения.

По вышеизложенным основаниям 24.04.2018 на противоречащий акт принесен протест, который также отклонен.

Прокуратурой области в суд ЕАО 25.07.2018 направлено административное исковое заявление, которое рассмотрено 24.09.2018.

Заявление удовлетворено. Решение Собрания депутатов признано недействующим с момента вступления в силу.

Анализ проекта постановления правительства ЕАО «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства ЕАО от 04.07.2016 № 190-пп «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан на территории Еврейской автономной области» выявил наличие в тексте указанного проекта завышенных требований к лицу, предъявляемых  для реализации принадлежащего ему права.

Вопреки ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предлагаемый Проект предусматривает истребование излишних документов (СНИЛС), содержащиеся сведения в которых могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.

На данный проект прокуратурой области 31.01.2018 направлено отрицательное заключение, которое удовлетворено.

Аналогичные коррупциогенные факторы выявлены еще в 13 проектах постановлений правительства области, в связи с чем губернатору области были направлены отрицательные заключения, которые учтены при принятии нормативных правовых актов.

Работа по исключению коррупциогенных дефектов из нормативных правовых актов и их проектов будет продолжена органами прокуратуры области.